Павла Кокаислова

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ МЕНЬШИНСТВА:

УКРЕПЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ИЛИ АССИМИЛЯЦИЯ?

Для понимания идентичности белуджей — объекта предлагаемых заметок — уместно искать некоторые парал1лели среди европейских этнических групп. Однако эти параллели не должны уводить от понимания, что этногенез белуджей имеет свою, специфическую направленность; причем, различия встречаются уже и среди самих белуджей, проживающих на территории Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана. Мы говорим об одном народе, имеющем определенные внутренние, локальные различия и особенности, в том числе значительное языковое разнообразие.

Элементы выделения этнических групп и национальных меньшинств.

Меньшинство как группа является выделяемым из контекста на основе различий. Основными и наиболее явными признаками здесь являются, прежде всего, язык, культура, историческое осознание. Кроме того можно упомянуть расовую принадлежность или незначительные физиогномические различия, первоначальную заселенность некоторых областей и мн. др.

Язык — одна из характернейших черт большинства этнических групп, причем, не обязательно официальный (кодифицированный) язык. Языковые нюансы могут указывать на происхождение или географическую принадлежность даже в пределах одной этнической группы. Белуджский язык (балучи) принадлежит к северо-западной группе иранских языков (схож, например, с курдским языком), приблизительно до 40-х годов XX века он существовал только в изустной форме; этим способом возникало и передавалось из поколения в поколение множество сказок и героических эпосов. Письменная форма языка балучи в принципе не существовала (во второй половине 19-го в. имели место попытки создать грамматику балучи). В 19-20 вв. для письменных записей использовался персидский язык, во второй половине 20 в. белуджи перешли на урду. Одновременно в 30-е годы в СССР начали появляться учебники балучи с использованием латинского алфавита (в Ашхабаде), в Мерве издавали белуджские газеты. В 40-е годы в Пакистане появилась белуджская литература с использованием арабского алфавита.

В Пакистане проживают белуджи — носители всех групп диалектов. Они обитают главным образом в трех провинциях — Белуджистане, Пенджабе и Синде. Восточную и Западную языковые группы отделяет этнос брагуи. Типичным элементом пакистанских белуджей является их распределение среди других народов, живущих в Пакистане, таких как афганцы (пуштуны), пенджабцы, брагуи, ласы и синдхи. Вопреки этническому разнообразию Пакистана местные белуджи сохранили свою идентичность и язык, несмотря на то, что их поселения не очень компактны. Имеет место даже ассимиляция и смешение элементов из других культур, перенимающих культуру белуджей (некоторые брагуи позаимствовали белуджский язык).

Языковая ситуация в Туркменистане. Язык, или же диалект, на котором разговаривают туркменские белуджи, называется рахшани. От других диалектов белуджского языка (в Пакистане, Иране и Афганистане) он существенно отличается. По мнению И.И. Зарубина [1], язык белуджей Хорасана и Туркменистана является сходным, типичным для западной диалектной группы. Однако между этими двумя группами существуют фонетические различия. Менее значительны различия между речью туркменских и иранских белуджей. Более существенную разницу (зачастую за пределами понимания) описывают туркменские белуджи при разговоре с пакистанскими белуджами. Белуджским языком пользуются в Туркменистане также представители этноса брагуи, которые перекочевали в Туркменистан вместе с белуджскими кочевниками, среди которых они жили и на территории Ирана и Афганистана. В Туркменистане процесс ассимиляции завершился в 60- годы XX века. В то время сами брагуи считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые старики еще сохранили свой язык [2] (относящийся к северо-дравидской ветви). На территории Туркменистана брагуи [3] стоят на том же уровне, что и представители других родов белуджей и заключают с ними браки [4]. Тем не менее, по мнению респондентов-белуджей, в деревне Турбин все ещё бытует мнение, что «чем темнее кожа — тем хуже» (темная кожа типична для брагуи).

У туркменских белуджей была своя собственная письменность создана в начале 30-х годов на основании латинского алфавита, но продержалась она недолго, всего лишь до 1938 года. За этот период было издано всего несколько учебников и брошюр с политическим содержанием [5].

До конца 80-х годов XX века могли туркменские белуджи использовать свой язык только как разговорный, на белуджском языке не издавались ни газеты, ни книги. В связи с либерализацией политического режима в СССР в 80-е годы XX века у туркменских белуджей появилась надежда на создание собственной системы образования. Им была обещана возможность преподавания белуджского языка в школах по белуджским букварям, подготовленным с использованием азбуки. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены азбуки, введения латиницы, учебники остались лежать без дела.

Историческое осознание. Культурная память не отражает реальную историю, а стремиться интерпретировать её при помощи мотивов (поражение, предательство, месть, мудрый правитель и Золотой Век, жертва), которые сопровождает интересными или привлекательными атрибутами. В некоторых случаях культурная память может быть изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают историю, приукрашают её, адаптируют на моментальное развитие.

Предшественники сегодняшних туркменских белуджей. По мнению Фроловой [6], наиболее вероятной является иранская версия. В период V-VIII веков белуджи кочевали постепенно с южного побережья Каспийского моря, с севера Ирана, на местах сегодняшних поселений в Иране, Афганистане и Пакистане. Первые кочевые белуджи пришли на территорию южного Туркестана (сегодняшний Туркменистан) из Афганистана и Ирана на верблюдах и ослах уже в конце XIX и начале XX века (район Серахс, Байрам-Али). Э. Гафферберг [7] отмечает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в документах Государственного архива Туркменской ССР, где при наборе добровольцев в Красную Армию в 1919 году в Серахском районе кроме туркменов были зарегистрированы также проживающие здесь белуджи. Основной причиной переселения и ухода белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ в местах, которые они населяли, трудные условия жизни для земледельцев в связи с властью феодалов и вторжения чужих кланов.

471

Белуджи как национальное меньшинство. Территория, которая со времен британского колониального господства носит название белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время находится на территории трех стран и имеет общую площадь 647000 квадратных километров. Наибольшую часть занимает пакистанский Белуджистан (347190 кв. км); на 200000 кв. км расположены провинции Систан и Белуджистан на юге Ирана, и менее 100000 кв. км лежит в Афганистане у реки Гильменд. Наряду с белуджами здесь живут другие племена бывших кочевников, самые многочисленные из них — брагуи, пуштуны, паси и синдхи. Между ними имеет место взаимное смешение и влияние культур. В иранском Систане, который административно объединился с иранским Белуджистаном в 1959 году, белуджи также не живут компактно, и у них происходит усвоение языка и традиций соседних племен. Напротив, территория иранского Белуджистана является единственной, где белуджи проживают компактно и ассимиляция не происходит. В.А. Фролова [8] обращает внимание (в 60-е гг. XX в.) на основное различие между поселениями в Пакистане и иранском Белуджистане (где почти нет других этнических групп) и иранским Систаном, где ситуация обратная.

К другим более мелким группам белуджей, сохраняющим, хотя бы частично, свою самобытность, относятся уже упомянутые белуджи-шииты в деревне Балуч Хан на запад от северно-иранского Мащхада, недалеко от города Сабзевар. Деревня находится в относительно недоступном месте в горах. Местные белуджи приняли государственную религию — шиитский ислам (в отличие от большинства белуджей в Систан ва Белуджистане), но сохранили белуджский язык, красочную белуджскую одежду (иранские женщины носят, прежде всего, черные чадры), убранство дома и белуджское осознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности — выращиванием миндаля. Дома они, в отличие от других белуджей, строят двухэтажные, причем жилые комнаты находятся на втором этаже, а в нижней части дома расположены помещения для хранения пищевых продуктов и дров. Заслуживающей внимание редкостью, не часто встречающейся в деревенских домах белуджей, является смывной туалет.

У ирано-туркменской границы можно найти другие белуджкие поселки, которые сохраняют, несмотря на религиозную адаптацию (они -шииты), полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка совместно уходят на пастбище, живут в шатрах, или геданах, и являются полностью самодостаточными.

На южном побережье Каспийского моря (по мнению Фроловой -место происхождения белуджей), в иранской провинции Мазандаран, вблизи города Горган проживают белуджи, которые, как и большинство белуджей, сохранили ислам суннитского толка, язык и некоторые традиционные элементы, такие как одежда и некоторые обычаи.

Примером ассимилировавшихся белуджей можно считать белуджей, проживающих в больших городах региона, таких как Машхад, Захедан,

Квегга и Маскат. По рассказам самих белуджей, родом из этих городов, или по рассказам родственников, посещающих их в городах, у них присутствует осознание своего происхождения и чувство принадлежности к этносу, они разговаривают на белуджском языке, но их образ жизни и, например, одежда, уже довольно радикально отличаются от исходных.

Туркменские белуджи. В начале 20-го века значительное количество белуджей перекочевало в связи с ухудшением условий (отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги) из Афганистана в Иран. Некоторое время спустя часть из них вернулась, другие ушли со своими стадами, на верблюдах, на территорию современного Туркменистана, в район Мерва. Они работали на плантациях хлопка у местных феодалов, а также как рабочая сила на строительстве ирригационной системы; часть их вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота.

Эдит Густавовна Гафферберг на основании своего уникального опыта и огромного материала, собранного во время двукратного длительного пребывания у туркменских белуджей (в 1926-1929 и 1958-1961 гг.) в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР» [10] знакомит с трудностями белуджей в период «привыкания» советским требованиям, описывает постепенные изменения в их образе жизни. Она показывает, как советская власть, с одной стороны, повысила уровень жизни белуджей, а с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать родовые связи и зависимость пастухов от своих ханов и ханской власти.

По рассказам белуджского муллы [11], одним из наиболее значимых лидеров на территории Туркменистана был Керим-хан, со своей дружиной освобождавший из заключения белуджей и туркмен, которые вели борьбу против советской власти. Он правил большой группой белуджей в Иолотанском районе, был судьей в спорах. Впоследствии идентифицирован как басмач [12], бежал в Афганистан. Многие белуджи ушли вслед за ним. Во время отдыха в пустыне, ещё до границы с Афганистаном, советские солдаты расстреляли из самолета кочевье, где были женщины, дети, старики.

В Туркменистане в настоящее время проживает около 30 ООО белуджей, которые придерживаются суннитского направления ислама. Они живут в деревнях, ведут оседлый образ жизни в одноэтажных домах. От первоначального образа жизни в племенах и кланах у них сохранилось единство большой семьи, где родители и женатые сыновья обычно живут все вместе. Их дома имеют общий двор, часто и тандыр (глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб), кухню (отдельное крытое место для приготовления пищи) и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан. Кроме газа, туркмены намерены организовать в белуджских поселениях и водоснабжение.

Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память. Дня ираноязычных меньшинств, проживающих на территории Туркменистана опять сложилась (после адаптации к советской политике в

30-е годы 20-го века) неблагоприятная ситуация. Президент С. Ниязов явно отрицательно относился к белуджам, проживающим в Туркменистане, и признавал только туркменскую историю. Все остальное для него не существовало. Внешние нетуркменские проявления он просто игнорировал. Сохранение традиций, языка и осознания принадлежности к белуджскому этносу определенно не является в Туркменистане предпочтительными вопросом и в наши дни, по словам белуджского очевидца белуджские музыканты даже были вынуждены сдать государству свои музыкальные инструменты.

Белуджи разговаривают дома на белуджском языке, но молодое поколение под воздействием среды постепенно теряет интерес к белуджскому языку. В школе дети обучаются главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается очень плохо, дети не умеют правильно читать, а уровень обучения русскому языку резко упал в последнее время. До распада СССР белуджские учителя разрабатывали учебники белуджского языка с использованием кириллицы. Однако в независимом националистически ориентированном Туркменистане не стоило и думать о преподавании на белуджском языке, тем более на базе кириллицы.

Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю белуджских кланов, основанную на повествованиях, поддерживать традиции при заключении браков, ношении традиционной одежды. Сохранить белуджский язык они пытаются, например, слагая стихи о белуджском народе, его истории, который читают вслух на свадьбах.

Белуджские герои. Как героя вспоминают туркменские белуджи уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал в трудные времена после прихода белуджей на территорию Туркменистана не только белуджам, но и туркменам, арестованным советским правительством [13]. Для белуджей в Пакистане, Афганистане и Иране легендарной фигурой является уже упомянутый Мир Чакар, объединивший племена белуджей в первое белуджское государство. Он стал также героем народного повествования в белуджском эпосе «Хани и шах Мюрид» — это своего рода аналог европейской истории Ромео и Джульетты о чистой и трагической любви.

Заключение. Белуджи сегодня живут, в основном, на территории Пакистана, Ирана и Афганистана и как менее многочисленные меньшинства в других государствах — Омане, ОАЭ и Туркменистане. Эффект ассимиляции белуджей связан, конечно, с компактностью поселения, но это не имеет порой решающего значения. Так, в Пакистане ассимиляция белуджей не происходит (или проявляется в малой степени), хотя мест компактного расселения нет. Иногда даже соседствующие нации принимают белуджские обычаи и язык. Туркменские белуджи типичны высокой устойчивостью к ассимиляции (в сравнении с другими национальными группами на территории Туркменистана), но и здесь есть очевидное частичное признание туркменских обычаев.

Литература

[1] Зарубин И.И. К изучению белуджского языка и фольклора // Зап. Коллегии востоковедов. Т. V. JL, 1930. Цит. по: Гаффенберг Э.Г. Белуджи Туркменской ССР: Очерки хозяйства, материальной культуры и быта / Под ред. С.М. Аб-рамзона. Л., 1969.

[2] Гаффенберг Э.Г. Указ. соч.

[3] На территории Туркменистана брагуи еще разделены на мелкие группы — айдози, раатзи, иагези, чайнал, керан, мирханзи, сорабзи, сасоли, зеркали.

[4] Гаффенберг Э.Г. Указ. соч.

[5] Издан первый перевод Евангелия от Луки на белуджский язык // Русская Православная Церковь. Отдел внешних связей. 22.08. 2005 (http://www. mospat.ru/archive/10105.html).

[6] Фролова В. А. Белуджский язык. — М., 1960.

[7] Гаффенберг Э.Г. Указ. соч. С. 4.

[8] Фролова В.А. Указ. соч. С. 9.

[9] Ближайшие население (в основном брагуи) усваивает белуджский язык и традиции.

[10] Гаффенберг Э.Г. Указ. соч.

[11] Мусульманский религиозный деятель

[11] Участник движения против советской власти в Средней Азии.

[11] Гаффенберг Э.Г. Указ. соч.