Кыргызстан выдвинут в непостоянные члены Совбеза ООН

76fe969aab728b3229c8d0723dc3c4f9c5095bafc0be5c7c1a8cb55ab6806d2a

Лидеры пяти государств Центральной Азии — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — на саммите в Ташкенте 15–16 ноября 2025 года единогласно поддержали кандидатуру Кыргызской Республики на пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН на период 2027–2028 годов. Это решение стало одним из ключевых итогов Седьмого консультативного заседания глав государств региона в формате «Центральная Азия + Азербайджан», где также был подписан совместный документ — обращение к странам-членам ООН с призывом проголосовать за Кыргызстан. Саммит, прошедший под председательством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, подчеркнул растущую роль региона в глобальной дипломатии и его стремление к большей представленности в ключевых международных органах.

Обращение, подписанное президентами Касым-Жомартом Токаевым (Казахстан), Садыром Жапаровым (Кыргызстан), Эмомали Рахмоном (Таджикистан), Сердаром Бердымухамедовым (Туркменистан) и Шавкатом Мирзиёевым (Узбекистан), подчеркивает принципы равноправия и справедливости в распределении мест в Совете Безопасности. Документ акцентирует внимание на том, что более 60 стран, включая Кыргызстан, никогда не избирались в этот орган, что создает историческую несправедливость, особенно в отношении развивающихся государств, малых островных и горных стран. Поддержка от соседей по региону — это не только жест солидарности, но и стратегический шаг: ранее, в августе 2025 года, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев публично подтвердил полную поддержку Бишкека во время визита Жапарова в Астану, отметив вклад Кыргызстана в региональную стабильность через председательство в ОДКБ и Организации тюркских государств.

Кыргызстан стремится занять одно из пяти мест, выделенных для Азиатско-Тихоокеанского региона в Совете Безопасности, где непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок без права на немедленное переизбрание. Выборы запланированы на июнь 2026 года во время 80-й сессии Генассамблеи в Нью-Йорке и потребуют большинства в две трети голосов от 193 стран-членов ООН. Основным конкурентом Кыргызстана выступают Филиппины — страна с богатым опытом в Совбезе, которая уже четыре раза занимала непостоянное место: в 1957 году, 1963 году, 1980–1981 годах и 2004–2005 годах. Во время последнего срока Манила, в частности, председательствовала в Совете в сентябре 2005 года и активно продвигала резолюции по борьбе с терроризмом, урегулированию кипрского конфликта и поддержке Африки. Тем не менее, кампания Кыргызстана набирает обороты: с апреля 2025 года МИД республики проводит промо-акции в Нью-Йорке, Пекине и других столицах, где министр Джеенбек Кулубаев подчеркивает приоритеты Бишкека – укрепление мира через превентивную дипломатию, медиацию и защиту интересов развивающихся стран. Кроме того, Кыргызстан обратился за поддержкой к ОБСЕ и другим организациям, а в сентябре 2024 года президент Жапаров официально объявил о кандидатуре на Генассамблее ООН, вызвав положительную реакцию от подполковника ООН Владимира Воронкова.

Если Кыргызстан будет избран, страна получит полное право участвовать во всех заседаниях Совбеза, вносить предложения по резолюциям и влиять на глобальные вопросы безопасности – от разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения до климатических вызовов и миростроительства. Президент Садыр Жапаров неоднократно подчеркивал принцип справедливости: «Каждая страна должна иметь возможность внести вклад в мир и безопасность». Это особенно актуально для Кыргызстана, который с 1992 года (дата вступления в ООН) активно продвигает инициативы по ядерно-безоружной зоне в Центральной Азии и ратифицировал Договор о запрещении ядерного оружия. В контексте саммита в Ташкенте, где также обсудили концепцию региональной безопасности и транспортные коридоры (включая железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан), поддержка кандидатуры Бишкека усиливает позиции всего региона на мировой арене. Экономический рост Центральной Азии – с совокупным ВВП в 520 млрд долларов и удвоенным внешним товарооборотом за восемь лет – подчеркивает готовность Кыргызстана представлять интересы не только свои, но и соседей, включая расширение сотрудничества с Азербайджаном, который на саммите стал полноправным участником консультативных встреч.

Эта инициатива отражает эволюцию Центральной Азии от закрытых границ к открытому диалогу, где солидарность становится инструментом глобального влияния. Успех Кыргызстана может стать прецедентом для других «непредставленных» стран, способствуя реформе ООН в сторону большей инклюзивности.